С сентября 2022 года в российских школах вступят в силу новые ФГОС — федеральные государственные образовательные стандарты. Обновления коснутся начального и основного общего образования, то есть учеников 1–4-х и 5–9-х классов. Что изменится в обучении для школьников, учителей и их родителей, выясняли «Известия».
Что нового предлагается в новых ФГОС
Как говорят педагоги, главный тренд новых стандартов — конкретизация и привязка результатов образования к реальным навыкам. К примеру, если в стандарте по географии ранее говорилось лишь про «формирование представлений и основополагающих теоретических знаний», то теперь результатом обучения должно стать «умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды». А по математике вместо «владения основами математических знаний» потребуется знать вполне конкретные таблицу умножения и теорему Пифагора и не только знать, но и уметь применять их для решения математических задач.
Долгое время камнем преткновения в отношениях школы и родителей оставалось изучение второго иностранного языка. По статистике, им были недовольны более половины родителей. Многих не устраивало качество преподавания, другие утверждали, что и одного иностранного языка ребенку вполне хватает. Между тем второй иностранный язык долго оставался обязательным элементом школьной программы. И хотя некоторые школы по согласованию с родителями оформляли коллективные отказы от него, в большинстве учебных заведений шли по пути наименьшего сопротивления, отводя на преподавание второго иностранного по два часа в неделю. По новым ФГОС, второй иностранный язык теперь будет считаться факультативным и будет преподаваться, лишь если за это проголосуют все родители класса.
Воспитательная функция школы
Еще одним изменением станет акцент не только на образование, но и на воспитание. Гражданское и патриотическое воспитание, особо отмеченные в новых образовательных стандартах и направленные на формирование российской гражданской идентичности, станет обязательной частью школьных занятий. Это означает, что после окончания девятого класса ученик должен «быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности».
Изменения коснутся и педагогов. Им предстоит регулярное повышение профессиональной квалификации, а также надлежит в полной мере освоить современные методы обучения — в частности, использовать на уроках цифровой контент, интерактивные материалы, в том числе симуляторы и виртуальные лаборатории, адаптировать методики преподавания с учетом цифровых образовательных инструментов.
Финансовая грамотность и азы экономики
Еще одной новинкой стало введение в новые ФГОС преподавания школьникам основ экономических знаний. Это вполне вписывается в тренд на практическую ориентацию образования, которая в новых стандартах ставится во главу угла. «Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в Министерстве образования. — Теперь это закреплено на уровне ФГОС как в начальной, так и в средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы».
Но перспективы преподавания в школах еще одного предмета, когда ученики и так перегружены, напугали и родителей, и педагогов. Впрочем, в Минобре заверили, что экономические знания будут преподаваться в рамках существующих предметов. Для начальной школы это прежде всего математика и «окружающий мир», в средней школе новые модули добавят в преподавание обществознания, математики, географии.
Насколько значительны перемены
В целом, как отметили в Министерстве образования, изменения ФГОС не носят революционного характера. Скорее они призваны закрепить наработки последних нескольких лет, привести стандарты образовательного процесса в соответствие со сложившейся практикой. Такой же точки зрения придерживаются и школы. «Мы никаких существенных изменений не заметили, — говорит директор московской частной школы, пожелавший сохранить анонимность. — Есть изменения, касающиеся педсостава, его квалификации и переобучения — оно будет регулярное, как у врачей. Но с точки зрения учебного процесса ничего, что на нем как-то заметно отразилось бы, там нет. Достаточно сказать, что недавно прошедшая у нас проверка, работавшая уже фактически по новому ФГОС, не нашла у нас никаких существенных отклонений от него. Так что есть вероятность, что изменения ФГОС ученики и родители просто не заметят. А с точки зрения изнутри я бы сказал, что здесь приводят правила к реальности работы в образовании. И это очень положительный момент, когда меняют правила под практику».
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО